«Практика взаимодействия прихода и современной школы в деле духовно-нравственного воспитания молодежи»

Образовательные чтения Юго-Восточного викариатства г. Москвы и Благочиния Ставропигиальных Приходов и Патриарших Подворий Московской области – 2017

«Нравственные ценности и будущее человечества»

Место проведения:

ГБОУ «Марьинская школа №1566

памяти Героев Сталинградской битвы», корпус 1042

Москва, ул. Люблинская, д. 173А

 

Протоиерей Сергий Киселев

ДОКЛАД

на тему:

 

«Практика взаимодействия прихода и современной школы в деле духовно-нравственного воспитания молодежи»

 

Всечестные отцы, братья и сестры!

 

Вступление

 

В рамках темы Рождественских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» хотелось бы высказать несколько мыслей о том, как в современных условиях отдельно взятый приход может развить взаимоотношения со светской школой. В данном докладе мне хотелось бы поделиться опытом храмов святителя Николая Мирликийского в с. Здехово и Рождества Христова в Наукограде Фрязино, настоятелем которых я являюсь. Но сначала хотелось бы высказать несколько общих мыслей по данной теме.

 

Необходимость углубления взаимоотношений Церкви и Школы в контексте проекта ОПК

 

В течение последних 7-8 лет этот учебный модуль, предлагаемый учащимся 4-5 классов в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), находился в самом центре полемики вокруг вопроса о роли религиозной составляющей в рамках школьного образования. Мы все с вами видели, как неспокойно, я бы даже сказал ожесточенно, отстаивались, как уместность, так и опасность введения предмета ОПК в сетку школьных предметов. Не будем сейчас анализировать аргументы «за» и «против». Важнее то, что спор создал атмосферу, которая окружала принятие этой образовательной программы. Нам очень хотелось внедрить ее, вопреки сильному сопротивлению значительной части педагогического сообщества и работников Министерства образования.
Настойчивость Церкви, продвигающей свою образовательную инициативу, создала у многих ощущение, что единственная стратегия, которая используется Церковью по отношению к современной российской школе – это стратегия «экспансии» и «захвата». Неверно понятая политика Церкви рождает неверные реакции – с «захватчиком» и «оккупантом» надо бороться. В этой взаимной борьбе сторонники и противники сражались не столько друг с другом, сколько с надуманными образами врага, которые родились в ходе этой борьбы. Апологеты ОПК видели в педагогическом сообществе атеистически настроенных людей, которые живут советскими мифами и либеральными предрассудками. Приход Церкви в Школу, понимаемый исключительно в виде внедрения курса ОПК, воспринимался как событие, которое неизбежно приведет к моральному оздоровлению учащихся, а в будущем и к возрождению Отечества. В свою очередь, основная часть педагогического сообщества России увидела в церковных инициативах опасность для светского характера школьного образования. В священнике, переступающем порог учебного заведения, сразу видели потенциального инквизитора, превращающего детей в религиозных фанатиков. Очевидно, что непонимание друг друга в обществе присутствует, и отношения Церкви и Школы нуждаются в пересмотре методов взаимодействия.

Оба института должны открыть для себя, что они (Церковь и Школа) находятся по одну сторону баррикад, сражаются во имя одних ценностей. Мы все хотим вырастить нравственных, любящих Родину детей. Большинство противоречий между Церковью и Школой надуманы, вызваны отсутствием прямого человеческого общения и не очень богатым опытом удачных совместных мероприятий. «Основы Православной Культуры» преподаются, и этот общецерковный и государственный проект, верим, с Божией помощью, и нашими общими стараниями, будет развиваться. Но Церковь может много что предложить Школе, кроме этого.

Тут очень перспективным представляется сотрудничество, в основе которого будут лежать партнерские отношения отдельной школы и конкретного прихода.

 

Дружба отдельной школы и конкретного прихода формирует почву для подлинно добрых отношений в нашем обществе.

 

Введение модуля ОПК предполагает взаимодействие Школы и Церкви, как сотрудничество двух официальных структур – Министерства образования и Отдела по религиозному образованию и катехизации Русской Православной Церкви. Такой ракурс сотрудничества представляет собой систему церковно-государственных отношений. Это имеет свои плюсы: массовость, использование административного ресурса, глобальность ставящихся задач. Однако, и определенные недостатки: взаимоотношения переходят иногда в формальные.
Прямое сотрудничество прихода и школы лишено этих минусов. Ведь мало кто из детей может представить, что такое «Русская Православная Церковь», а вот находящийся на соседней улице храм доступен и может явиться первым шагом для возникновения в сердце ребенка религиозного чувства.

 

В чем может проявляться это сотрудничество?

 

Могут быть различные пути в этом направлении. Во многом, чаще всего, сама жизнь подсказывает. Приход может предложить школе свое участие в организации летнего отдыха, досуга учащихся, ознакомительных экскурсий, дискуссионных встреч по злободневным вопросам и культурных мероприятий – выставки, музыкальные фестивали и тд. Смысл этих мероприятий – свидетельство о тех отношениях братства и взаимопомощи, которые открываются в христианстве. На первых взгляд, эта помощь может быть полностью лишена какой-либо видимой религиозной составляющей и не иметь никаких явных миссионерских элементов. Однако на деле, подобное свидетельство оказывается гораздо более успешным способом миссии, нежели введение специальных религиозных курсов в школьную программу. И курсы, и внеурочные программы также успешно внедряются приходами в подшефные школы, особенно если это делается грамотно и аккуратно. Примеров таких немало, но позвольте обратится к опыту нашего Патриаршего Подворья.

 

Схема:урок-сочинение-обсуждение в классе-родительское собрание.

 

Три года назад в четырех подмосковных школах г. Фрязино священнослужители Патриаршего Подворья в 9-11 классах проводили уроки, затрагивающие духовно-нравственные проблемы, волнующие современного подростка. После особо актуальных для школьников тем, вызывающих наиболее острый интерес и дискуссию в классе, ученики писали анонимно сочинения, им была дана гарантия, что классные руководители не будут сверять почерки, а прочитывать сочинения будет только священнослужитель, откровенно высказывались по тем или иным проблемам.

 

Так были собраны и проанализированы сочинения на темы: «Грехи и добродетели в моей жизни», «Причины подростковой жестокости», «В чем я вижу причины национальной неприязни и межрелигиозной ненависти среди подростков». По каждой теме собрано более 250 сочинений.

 

Разбор сочинений по теме национализма показал примерную картину:

10 % — люто ненавидят всех «приезжих»;

40% — просто их не любит, и готово терпеть на определенных условиях;

50% — за мир во всем мире, всем со всеми надо дружить.

Несколько учеников признались, что они вообще не любят людей, вне зависимости от национальности, и было несколько откровенно нацистских сочинений с цитатами Гитлера.

Далее, в каждом из 12 классов был проведен сдвоенный и подробный урок на эту тему. Зачитывались наиболее интересные сочинения, были показаны видео с нацистскими маршами в Киеве, ребятам давалась возможность откровенно высказаться. Почему они бояться «приезжих»? Почему страх выливается в форму жестокости? Почему в спортивных командах ребята разных национальностей вместе борются за победу, а в школе и на улицах друг на друга волком смотрят? Ребята отвечали и уже гораздо более внимательно слушали мнение священнослужителя, проявляли интерес к религиозной стороне вопроса. С разрешения ребят, на условиях анонимности, отрывки из самых интересных сочинений зачитывались священником и обсуждались на родительских собраниях. Для многих родителей оказывалось откровением мнение собственных детей по данному вопросу, побуждало продолжать эту тему обсуждать уже в семье, но под влиянием того, что они услышали от священника.

 

«Открытые Уроки» истории с военно-историческими реконструкциями.

 

Еще один проект, который успешно осуществляется Подворьем в школах с 2013 года, «Открытые Уроки» истории с военно-исторической реконструкцией, проводятся дважды в год в осенне-зимний или весенний периоды. Целевая аудитория данных военно-патриотических учебных мероприятий – ученики 5-10 классов школ города Фрязино, а также приглашенные школьники Щелковского района и г. Москвы. Каждый Урок, в зависимости от масштабов, собирал от 600 до 1000 учеников. Самый массовый урок, проведенный в сентябре этого года, охватил около 3000 детей и родителей.

Так, в 2014 году был проведен Урок «Гражданская война в России (1917-1922 гг.) – трагедия братоубийственного противостояния», реконструирующий бой между белогвардейцами, красногвардейцами и махновцами, демонстрирующий трагедию русских людей, убивающих друг друга из-за разницы в политических взглядах. В 2015 году прошел Открытый Урок «Обыкновенный фашизм» с реконструкцией угона детей в Германию, в котором раскрывались идеи расового превосходства фашизма и их связь с современным неонацизмом. В феврале 2016 года прошел Урок «Гражданская война в России (1917-1922 гг.): заграница нам не поможет», посвященный истории иностранной интервенции как фактора, усугубляющего междоусобную рознь внутри единого народа.

8-9 октября 2016 года состоялся Открытый Урок «Не дай нам, Бог, чтоб брат пошел на брата. Гражданская война в России от 1917 до 1922 года».  Была проведена реконструкция трех боев Гражданской войны разных лет, где ярко было показано, как разжигается взаимная ненависть и непримиримость у всех враждующих сторон.

11 марта 2017 года прошел Открытый Урок «Интернационализм. Уроки прошлого – примеры настоящему», раскрывающий детям идею интернационализма, объединения разных народов и национальностей в борьбе против общего зла. На примере истории полка Нормандия-Неман с реконструкцией одного из боев детям рассказали, что и сейчас есть общие вызовы и угрозы для народов, проливавших вместе кровь в борьбе с фашизмом. Неонацизм и международный терроризм вербует через социальные сети сторонников среди молодежи по всему миру. И лишь объединив усилия, можно победить это зло.

16 сентября этого года прошел урок «Первая Мировая война. Потерянная победа», который, погрузив учеников в историческую обстановку Первой Мировой войны, рассказывал о мотивации солдата в жертвенном подвиге защиты своей Родины. В рамках Урока проведена военно-историческая реконструкция двух боев: 1916 года — Луцкий прорыв, где русские солдаты силой духа, сражаясь насмерть, победили превосходящие силы противника; и 1917 года — наступление под Новоспасском, где разагитированные солдаты, отказываясь воевать, едва избежали полного поражения. Цель Урока – заставить учеников задуматься, почему на пике военных побед под влиянием внутренних проблем Россия проиграла войну, потеряла территории, сделала напрасными миллионы жертв своего народа?

Несколько слов о структуре Открытых Уроков и их отличии от обычных реконструкций и военно-исторических фестивалей.

  1. Открытые уроки начинаются задолго до проведения с занятий в классах, где учителя истории подготавливают детей к тому, что они увидят на «полях боев» – в рамках исторических реконструкций. Вводные уроки начинают священнослужители, ориентируя детей на извлечение не просто исторического, но и нравственного урока;
  2. Ученики проходят через интерактивные исторические площадки, где им не просто повествуют о быте, вооружении и амуниции воюющих сторон, как это делается на традиционных фестивалях, а вместе с тем, подготовленные педагоги в форме и историческом антураже рассказывают об идеологии тех времен: кто за что воевал, какие цели преследовал и чего достиг;
  3. Для реконструкции боя выбираются исторические примеры, максимально подчеркивающие главную идею урока, которая также раскрывается в комментариях к реконструкции;
  4. Уроки имеют всегда привязку к современности. Образцовый пример – урок «Обыкновенный фашизм», где на примере фактов угона детей в Германию в годы Второй Мировой войны школьникам рассказывали о неонацизме, о современных идеях национального превосходства, иллюстрируя это историческими примерами;
  5. После проведения Уроков, дети пишут сочинения, в которых отражают то, что они поняли из увиденного и услышанного. Имеется обратная связь.

Но у этих Уроков есть еще и сверхзадача. Поставить перед молодым человеком вечные нравственные вопросы: ради чего стоить жить, ради чего допустимо отнять жизнь у другого человека и ради чего стоит отдать свою собственную жизнь? Мы предлагаем подросткам осмыслить Евангельские слова Христа: «Нет большего подвига, чем положить душу свою за ближних своих…». Потому все наши Уроки объединены общей темой: «Жертвенный подвиг солдата». Мы предлагаем ученикам христианский взгляд на воинский подвиг и иллюстрируем это историческими примерами.

«Открытые Уроки» – проект сложный, затратный, требующий больших организационных усилий, серьезной методической работы. Однако, и плоды соответствующие. И педагогическое, и родительское сообщество, и сами ученики любят эти Уроки, знают, кто их делает и отвечают Церкви любовью и благодарностью.

 

Заключение

 

«Открытые Уроки» выросли в столь масштабное мероприятие постепенно и начинались с малого.

Многие храмы в той или иной форме успешно сотрудничают со школами на уровне кружков, занятий в военно-патриотических клубах, участия в школьных конференциях и во многом другом. Однако, все эти инициативы чаще всего исчезают в тени столь колоссального проекта, как ОПК. Они кажутся недостаточно яркими, в них ощущается нехватка миссионерского запала. Однако, именно в ходе этой активной помощи Школе «маленькими делами» и созидается та атмосфера взаимного доверия и уважения, благодаря которой все другие образовательные инициативы Церкви могут быть успешными.

В школе, у которой налажены добрые отношения с храмом, всегда будет выше и процент родителей, которые выберут своему ребенку ОПК.

И вряд ли нам стоит воспринимать ОПК в качестве палочки-выручалочки. Идеальным вариантом окажется та ситуация, когда Церковь станет инициатором целого ряда образовательных инициатив, как больших, так и малых.

Благодарю за внимание!

Теперь хочу продемонстрировать фильм, проведенных Открытых Уроков за эти годы.

 

(1249)

Добавить комментарий